Rusinst <   Авторы <  

Антонов М. Ф.

(р. 16.12.1927)

АНТОНОВ Михаил Федорович (род. 16.12.1927), экономист, публицист и общественный деятель. Родился в д. Александровке Тульской обл. Окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Кандидат технических наук. Работал в Совете по изучению производительных сил АН СССР, Институте комплексных транспортных проблем, Институте градостроительства и районной планировки, МИИТе. В нескольких исследованиях показал несостоятельность важнейших постулатов принятой тогда экономической теории.

Проделанный Антоновым анализ работы морских и речных портов показал, что движение судов происходит крайне неравномерно. При этом, напр., суда с одной категорией грузов поступают в порт пачкой, выстраиваются у соответствующего причала в очередь и подолгу простаивают в ожидании разгрузки. А в это время причал для др. категории грузов не имеет работы. Если же с помощью простейших средств (дополнительные транспортерные линии и пр.) обеспечить возможность их взаимопомощи (в пределах, допускаемых физико‑химическими свойствами грузов), то непроизводительные простои судов можно свести к минимуму. На основе анализа большого числа таких примеров Антонов выработал общий принцип создания несравненно более экономичных технических систем за счет обеспечения взаимозаменяемости их элементов. Хотя народное хозяйство от такого решения получило бы большой выигрыш, представители ведомств единодушно выступили против этого предложения, поскольку опасались, что в итоге им урежут капиталовложения.

Изучая причины неконтролируемого роста больших городов и запустения периферии страны, Антонов показал ошибочность принятой методологии обоснования размещения новых предприятий. При сравнении вариантов размещения нового предприятия в большом городе и на необжитом месте неизменно оказывается выгодным первое решение. В большом городе уже есть сети энерго- и водоснабжения, канализации, магистрального и городского транспорта и т. п., а на пустом месте все это надо создавать заново. Стремясь сэкономить на затратах, обычно принимается решение разместить предприятие в большом городе.

Однако выгодность такого решения — самообман. Когда не одно, а два, три таких предприятия начинают действовать и наращивать свою мощность, возможности имеющихся сетей городской инфраструктуры оказываются недостаточными. Инфраструктуру приходится реконструировать в сложных городских условиях, со сносом имеющихся строений и пр., что требует несравненно больших затрат, чем при размещении предприятий на необжитом месте. В итоге таких решений вместо ожидавшейся и фигурирующей в отчетах суммы экономий при размещении каждого отдельного предприятия от концентрации их в большом городе вырастает огромный перерасход, а сам город живет в обстановке непрекращающейся реконструкции, отравляющей быт его жителей.

Антонов, проведя анализ большого числа таких решений, предложил ввести в формулы расчетов по технико-экономическому обоснованию размещения предприятий коэффициенты, учитывающие будущее удорожание развития предприятий при размещении их в большом городе. Неприятие властью его предложений, народнохозяйственная эффективность которых казалась очевидной, привело Антонова к выводу об устарелости экономической теории, основанной на марксистских догматах.

За публичные выступления против марксизма был уволен с работы. Зарабатывал на жизнь, работая почтальоном. В мае 1968 был арестован за участие в национал-большевистской группе А. Фетисова. В отличие от «демократических» диссидентов, ратовавших за «права человека», и от правых диссидентов — русских националистов — группа Фетисова критиковала советскую власть за то, что она была недостаточно советской и пошла на поводу у агентов влияния Запада. Вместе с тем группа Фетисова поднимала вопрос о бедственном положении русского народа. За его убеждения Антонова посадили в Лефортовскую тюрьму, держали в «психушке». После заочного суда он прошел по этапам нескольких тюрем: Бутырка — Матросская тишина — Пресня — Кресты. Находясь в заключении, он подготовил и сумел передать на волю «Программу Партии Русского Народа», оставшуюся, по его словам, невостребованной.

Вышел Антонов на свободу в мае 1971 с удостоверением инвалида, психически больного. Не мог получить постоянную работу в течение 6 лет.

В 1977 в связи со срочной и острой потребностью в специалисте экономического профиля был принят в Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) АН СССР, где проработал до 1987.

В 1981 в журнале «Наш современник» была опубликована статья М. Антонова «Нравственность экономики», где впервые в советской печати был поднят вопрос о необходимости нравственных начал в ведении народного хозяйства. В 80‑е Антонов был постоянным автором журналов «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия» и др. Вышли книги «Нравственность экономики», «Нравственные устои экономики», «НТР: роль человеческого фактора», «Ложные маяки и вечные истины», «Провидец».

В 1989 основал Союз духовного возрождения Отечества и был избран его председателем, редактировал газету Союза «Русский путь», выступал с программными документами острой антиельцинской направленности.

По своему мировоззрению Антонов до ареста относился к т. н. национал-большевикам — утопической струе русского патриотического движения, последователи которого пытаются объединить Нила Сорского и Ленина. Получивший обычное советское воспитание, он пытался объяснить происходящее в стране с позиций марксистской теории. Однако после ознакомления с работами Маркса и Энгельса резко антирусского и антирелигиозного характера осознал односторонность и во многом ошибочность их учения и искал новую основу своих взглядов в трудах отечественных мыслителей — от славянофилов до народников и большевиков. Как считал тогда Антонов, высшим взлетом народного самосознания в России в «доленинский период» было «славянофильство», «ленинский период» соответственным образом был значительнее и положительнее, чем вся предыдущая история страны.

За время пребывания в заключении и позднее, под влиянием прочитанного (ранее недоступного) и встреч с верующими православными людьми в мировоззрении Антонова произошел перелом. Если раньше он рассматривал Православие как мощную идеологическую и политическую силу, то теперь ему открылась его духовная и мировоззренческая сторона. Решающим моментом явилась его воцерковление в результате встречи со схииеромонахом Сампсоном (в миру граф Эдуард Сиверс), ставшим для него вплоть до своей смерти духовным отцом.

В период т. н. «перестройки» Антонов доказывал, что учебники по марксистско-ленинской философии способны воспитать лишь дельцов и диких покорителей природы, разрушителей, а не созидателей, потому что в этой философии нет нравственной основы, высшей идеи, побуждающей к чистоте жизни. Антонов показал, что в советской общественной науке царит «экономизм», который был раскритикован еще на заре ХХ в. выдающимся русским мыслителем С. Н. Булгаковым. Наука следит за ростом производства материальных благ, но совершенно не задумывается над тем, счастливы ли люди, становятся ли они более человечными. Торгашество, воспитываемое экономизмом, ведет к нравственной деградации людей, в этом причина и застоя и упадка экономики

В своих трудах Антонов продолжил линию славянофилов, отказывавших политической экономии в праве на существование в качестве науки о богатстве, оторванной от др. областей существования и деятельности человека. Вероятно, впервые в послесталинское время им было заявлено, что никакой политической экономии социализма не существует и не может существовать.

Антонов пришел к пониманию экономики как науки и практики ведения народного хозяйства, нацеленных на то, чтобы страна хорошела, государство богатело, а люди развивались физически и духовно, жили дольше и становились человечнее. В реальных условиях, на определенном историческом этапе, государству подчас приходится отступать от этого идеала целостности, однако после преодоления чрезвычайных обстоятельств необходимо возвращаться к пониманию гармонического развития всех сторон жизни страны. С этих позиций он критикует всю современную экономику, которая построена в соответствии с идеалами «общества потребления» и оценивает состояние страны лишь с точки зрения роста производства товаров и услуг. Антонов рассматривает ее как «недоэкономику» или «предэкономику», которая, если не преодолеть ее ограниченность, заведет человечество в безысходный тупик. Строго говоря, Антонов предлагает вернуть экономике ее первоначальный смысл «домостроительства».

Формула производства, предложенная Марксом для рыночной, торгашеской экономики (и некритически принятая советскими экономистами), — «товар — деньги — товар», не отвечает условиям подлинно человеческого общества, где производство должно служить не только к удовлетворению потребности людей, но и к возвышению их духовного и нравственного уровня. Настоящая формула такой человечной экономики должна быть иной: «человек — производство — более совершенный человек».

Чтобы сделать такое понимание экономики орудием практического инструмента для гармоничного развития народного хозяйства, Антонов предложил изменить критерии оценки состояния экономики страны. Показатель валового внутреннего продукта (ВВП) не может служить таким критерием. В погоне за ростом производства часто приносятся в жертву жизнь и здоровье людей, природная среда. «Поэтому, — писал Антонов еще в начале 80‑х, — в дополнение к ВВП надо принять систему других показателей. Это — численность населения и средняя продолжительность жизни граждан, уровень их здоровья и образования, плодородие почв и экологическая обстановка и др.» Разработаны и методы приведения разнородных показателей к общей количественной оценке. (Итоговый показатель — не скалярная величина, а вектор. Сопоставление вектора-идеала и вектора — действительного положения позволяет оценить степень отклонения от желаемой цели и обеспечить оптимальное движение по пути к «идеалу».) По мнению Антонова, использование новых подходов к экономике, включающих духовную составляющую, позволит России стать мировым лидером в ХХI в.

Соч.: Нравственность экономики. М., 1984; НТР: роль человеческого фактора. М., 1987; Нравственные устои экономики. М., 1989; Ложные маяки и вечные истины. М., 1991; Провидец / / Роман-газета, 1996, № 2; Богатые и бедные / / Родина, 1989, № 1; Экономика распродажи и экономика созидания / / Молодая гвардия, 1999, № 3—4; Русский путь к подъему экономики / / Молодая гвардия, 1999, № 7—8; В мировые лидеры — за четыре года / / Молодая гвардия, 2000, № 10; Россия будет свободной! / / Молодая гвардия, 2001, № 11—12; Капитализму в России не бывать! / / Молодая гвардия, 2003, № 9, 11—12, 2004, № 1—2, 3, 5—6, 7—8, 9, 10, 11—12, 2005, № 1—2, 3, 5—6.

Подробнее