Rusinst <   Авторы <  

Бабурин С. Н.

(р. 31.01.1959)

БАБУРИН Сергей Николаевич (р. 31.01.1959), юрист, государственный и общественный деятель. Родился в г. Семипалатинск. По переезде семьи в Омскую обл. проживал в г. Тара, годе окончил среднюю школу и начал свою трудовую деятельность в качестве плотника-бетонщика. В 1981 окончил юридический факультет Омского государственного университета. При прохождении срочной военной службы (1981—83) участвовал в боевых действиях в Афганистане, награжден двумя афганскими медалями. После демобилизации С. Н. Бабурин поступает в аспирантуру Ленинградского государственного университета, где защищает кандидатскую диссертацию по теме «Политико-правовое учение Георга Фостера». По возвращении в Омск был избран деканом юридического факультета местного университета.

Наибольшую известность Бабурину принесла политическая деятельность, которая началась для него с избрания народным депутатом Верховного Совета РСФСР (1990—93), где он в качестве члена Конституционной комиссии занимался проблемами местного самоуправления и государственного строительства. Твердый государственник, Бабурин был единственным депутатом Верховного Совета РСФСР, открыто и категорично выступившим против ратификации «беловежских» соглашений. Его принципиальность проявилась в полной мере и при решении вопроса о передаче Крыма Украине. В окт. 1991 при активном участии Бабурина учреждается общественно-политическое движение «Российский Общенародный Союз», председателем Координационного Совета которого он был избран. После преобразования РОС в политическую партию (февр. 1994) Бабурин становится ее председателем.

Являясь депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (1993—2000), а с 1996 — заместителем Председателя Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, Бабурин активно участвует в процессе создания союзного государства Беларуси и России. Благодаря его усилиям, эта тенденция принимает устойчивое выражение, хотя, к сожалению, она не вполне реализовалась до настоящего времени (что вполне объективно связывают с выводом Бабурина из состава соответствующей комиссии).

Возникновение компрадорской олигархии, развал нашего Отечества, вымирание русского населения, утрата управляемости страной — свидетельства преступной политики, проводимой руководством государства в течение последних 10—15 лет, всегда находятся в центре внимания Бабурина. Он активно выступает в многочисленных аудиториях, на заседаниях Государственной Думы, в средствах массовой информации, что не осталось незамеченным. В результате, при проведении очередных выборов в Государственную Думу (1999) его противники сделали все, чтобы ни Бабурин, ни возглавляемая им партия не смогли преодолеть необходимый барьер и не вошли в состав Государственной Думы. Но неудача не охладила пыл и не уменьшила принципиальности одного из основных апологетов Русской идеи. Он по-прежнему является одним из наиболее уважаемых и известных политиков России, чье мнение по многим вопросам оказывается значимым для верховной власти и политических сил нашего общества.

Основные политические воззрения Бабурина сводятся к сохранению Великой России и ее территориальной целостности, национальной культуры и национального духа, борьбе с сепаратизмом в любых его проявлениях. Со временем они уточняются. В н. 90-х государственная и национальная идеи выступают в его программе в качестве самодостаточных принципов, мало связанных с Православием. Но спустя некоторое время Церковь занимает в его жизни все большее место. Именно в Христианстве видит Бабурин источник русской национальной самобытности, предпосылки русской культуры, залог возрождения русской государственности. На одном из своих выступлений Бабурин говорит: «И если Русская Церковь… укрепляет общинные связи, укрепляет связи коллективистского характера, то Католическая церковь — это церковь, основанная на принципе индивидуализма». Поворот к Православию не изменяет кардинально его воззрений, но углубляет их, придает им большую глубину и устойчивость. Не абсолютизм, а народное государство, где инициатива населения сопрягается с крепкой властью, справедливым законодательством и последовательной внешней и внутренней политикой составляет тот идеал России, к которому следует, по его мнению, стремиться. Не индивидуализм, а индивидуальность, не тоталитарное государство, а русская соборность — те принципы, которые были сформированы еще в Московской Руси. Это — наше государственное прошлое, наша слава и особенность нашей правовой культуры. Не случайно, например, на одном из своих выступлений по вопросам возрождения Земского движения, из его уст звучат следующие слова: «Для нас сегодня Земское движение, прежде всего, — защита российского образа жизни, сбережение, укрепление, совершенствование самой русской культуры».

Политическая деятельность Бабурина тесно связана с его научными исследованиями в области государства и права. Его интересуют не только общетеоретические вопросы, например: определение территории государства как юридической и геополитической категории, влияние территориального фактора во внешних и внутренних функциях государства, правовой режим территории в международной торговле и др., но и их значение для судьба и исторической миссии России. Полагая, что одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед Россией, является создание надежной системы гарантий собственной безопасности, он пишет: «В связи с этим важно определиться в краеугольных началах современной геополитики, осмыслить значение территориального фактора не только в осуществлении внутренних и внешних функций государства, но и в процессе современного развития человечества».

Отказываясь от узкопозитивистского подхода при изучении затронутых им проблем, он понимает территорию не только как юридическую категорию (хотя и этот аспект рассмотрен им детально), но, главным образом, как основу развития отдельного этноса. В отличие от многих правоведов (в основном, принадлежащих к либерально-демократическому лагерю), Бабурин полагает, что территория и территориальная целостность государства является основой ее суверенитета. История любого государства — это история этноса, его территории и власти. Утрачивая территорию, государство исчезает. Нетрудно заметить, что такой подход основывается на признании нации, национальной культуры и ее духа важнейшими факторами мировой истории, которые не могут подмениться «со временем» безнациональным и безгосударственным сообществом свободных общин, как полагают экуменисты. Проблема естественных границ государства, напрямую связанная с этносом, проживающим на ней и создающим данный политический союз, была и остается крайне актуальной. Отдавая дань сложности и многообразности такой постановки вопроса, Бабурин отмечает, что игнорирование этого фактора в теоретической и практической деятельности государств зачастую приводит к появлению так называемых искусственных границ, возникающих по воле случая или чьих-то конъюнктурных решений. Именно эта практика порождает неисчерпаемый источник международной напряженности, приводит к долговременным территориальным спорам. Очевидно, что эта мысль имеет прямое отношение к ситуации, сложившейся в нашей стране в период с 1990 по настоящее время: распад СССР как крупнейшей супердержавы, «парад суверенитетов» в РСФСР, сепаратизм, едва не приведший к окончательному развалу России.

Особое место в его рассуждениях занимает прошлое, настоящее и будущее России. История, справедливо считает Бабурин, отшлифовала грани русского национального идеала: самодержавие народа, солидарное благосостояние и благополучие, единение с Богом в праведном подвижничестве. Они — неизменные признаки нашей культуры, русского православного Духа. Спасение наше лежит не в политических формах, предлагаемых Западом, а в возврате к своим национальным началам. Заканчивая свой труд, Бабурин пишет: «Только пробудив в русском человеке признание и понимание национальных целостных ориентиров, можно расшевелить народ, который традиционно безмолвствует, можно защитить русскую культуру, Русскую цивилизацию».

В 1998 Бабурин защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук по теме: «Территория государства: теоретико-правовые проблемы». В 2000 становится профессором Омского государственного университета, а в 2001 занимает должности директора Института национальной стратегии реформ и заместителя директора Института социально-политических исследований Российской академии наук.

Соч.: «Российский путь» (1995), «Российский путь: утраты и обретения» (1997), «Территория государства: правовые и геополитические проблемы» (1997), «Российский путь: накануне выбора» (1999).

Подробнее