Rusinst <   Авторы <  

Бутми Г. В.

Бутми Г. В.

 

БУТМИ-де-КАЦМАН (Бутми) Георгий Васильевич (1856—после июня 1917), предприниматель, публицист, специалист по еврейскому и финансовому вопросам, общественный деятель.

Потомственный дворянин, выходец из Бессарабии, отставной подпоручик. На рубеже веков получил известность как автор ряда работ по проблемам финансового хозяйства и золотой валюты. Выступал с докладами в Вольном экономическом обществе, Петербургской Академии Наук, на международном земледельческом Конгрессе в Будапеште в 1896.

Член Русского Собрания (РС). Стоял у истоков Союза Русского Народа (СРН), на одном из первых заседаний на квартире А. И. Дубровина предложил связаться с Русской Монархической партией (РМП), созданной и возглавляемой В. А. Грингмутом, с которым Бутми-де-Кацман был знаком лично. (Позднее в связи с кончиной Грингмута он опубликовал 30 сент. 1907 в «Петербургских ведомостях» некролог, где изложил историю создания и деятельности РМП). Был избран кандидатом в члены первого состава Главного Совета СРН. В 1906 сотрудничал в главном органе СРН газете «Русское знамя» по валютному и еврейскому вопросам. В том же году он опубликовал ставшие широко известными свои антимасонские и антиеврейские работы «Конституция и политическая свобода», «Враги рода человеческого», «Франкмасонство и государственная измена. Обличительные речи» и другие, посвятив их СРН. Бутми-де-Кацман выступал за сохранение Самодержавия как исконного русского государственного строя. Но возражал против возвращения к прежнему порядку вещей, когда существовало фактически не Самодержавие Царя, а самодержавие министров, когда бюрократия создавала стену между Царем и народом. Он полагал, что государственному строю России не достает важного элемента — Великого Земского Собора, который в отличие от Государственной Думы будет состоять «не из политиканов, не из крикливых иудеев и таинственных масонов, стремящихся захватить власть в свои руки», а из людей, «желающих установить прочный порядок на Руси, дабы затем спокойно вернуться к своим хозяйственным делам». Внешние враги и внутренние супостаты отпрянут от России, утверждал Бутми-де-Кацман, только тогда, когда «все русские люди, великие и малые, сплотятся в стройном порядке, ими же свободно установленном, вокруг Державного Хозяина Земли Русской». Бутми-де-Кацман был одним из первых публикаторов «Протоколов Сионских мудрецов», которые издал в 1905 в Петербурге, Казани и Кишиневе (совместно с П. А. Крушеваном). Принимал участие в работах съездов и совещаний представителей правых организаций. На Четвертом Всероссийском Съезде Объединенного Русского Народа в Москве 26 апр.—1 мая 1907 делал доклад на тему «Практический способ разрешения еврейского вопроса». Выступал также на Первом Всероссийском съезде правой печати, который проходил в рамках Четвертого съезда. На Съезд Русских Людей в Москве 27 сент.—4 окт. 1909 («Восторговский съезд») прислал доклад «О народнохозяйственном возрождении России», в котором с тревогой обращал внимание на странную особенность финансовой политики правительства: при превышении экспорта над импортом растет внешняя задолженность государства, что грозит обернуться финансовой кабалой России. В постановлении по докладу Бутми-де-Кацмана съезд решил обратить внимание правительства на необходимость безотлагательного пересмотра существующей денежной политики.

Однако с 1907 он стал заниматься общественной деятельностью эпизодически и с головой ушел в хозяйственные труды. В 1906 были завершены разведывательные работы в Ткварчели, где еще в 1898 он открыл залежи каменного угля. В 1908 Бутми-де-Кацман учредил с рядом лиц акционерное общество Ткварчельские каменноугольные копи. Однако путем различных махинаций у него были отняты права в пользу конкурентов. Началась многолетняя тяжба, отнимавшая немало времени, сил и средств. Изредка наезжая в столицу он выступал в печати и с докладами. Так в 1910 Бутми-де-Кацман прочитал 3 доклада в РС «Блестящие финансы и разорение России» (10 марта), «О финансах и денежной валюте» (19 марта) и «Золотой крест» (9 апр.). Бутми-де-Кацман был в числе основателей Православного Камчатского братства, которое организовал Камчатский миссионер, будущий митр. Кировоградский и Николаевский Нестор (Анисимов).

В 1912 он вернулся на время к активной общественной деятельности, был избран членом Главной Палаты Русского Народного Союза им. Михаила Архангела (РНСМА). В 1912—13 Бутми-де-Кацман активно участвовал в деятельности Союза. 25 янв. 1912 он был избран в состав комиссии, которая составила воззвание к Русскому Народу, направленное на успокоение общества в связи с делом еп. Гермогена (Долганова). 28 апр. включен в состав комиссии для обсуждения, подготовленной членом Главной Палаты Ю. С. Карцовым, брошюры в память 300-летия Дома Романовых. Участвовал в работах Пятого Всероссийского Съезда Русских Людей в Петербурге 16—20 мая 1912, где выступил с речью, в которой говорил о вопиющем безобразии, когда иностранные коммерсанты в России в отношении кредита поставлены в условия гораздо более выгодные, чем русские предприниматели. 20 дек. 1912 Бутми-де-Кацман участвовал в общем собрании РНСМА, на котором обсуждалось решение Пятого Съезда об объединении всех правых союзов. Собрание обсуждало проекты В. П. Соколова (объединение в единую организацию) и С. А. Володимерова (сохранение самостоятельных организаций при усилении координации действий). Бутми-де-Кацман высказывался за максимально мягкий вариант объединения, когда «правые организации, по доведении до сведения правительства своих пожеланий, в тех случаях, когда сочтут это нужным, доводят о своих действиях до сведения единомышленных организаций, и от них зависит — принять постановления, вынесенные по поводу этих действий, к сведению или к руководству». Он был избран членом комиссии, созданной для принятия окончательного решения по этому вопросу. 23 дек. комиссия примерно в таком духе и приняла постановление. В окт. 1913 в числе других членов Главной Палаты РНСМА подписал приветствие гражданским истцам на процессе по делу Бейлиса Г. Г. Замысловскому и А. С. Шмакову, «несравненным борцам за русское правое дело», в чьих убедительных речах был «слышен крик наболевшей истерзанной православной души в борьбе с объединенным еврейством». По его предложению РНСМА выпустило брошюру одного из экспертов на процессе по делу Бейлиса ксендза И. Пранайтиса «Тайна крови у евреев», 1000 экз. которой были направлены в Киев во время процесса.

В 1914—17 он снова лишь эпизодически участвовал в монархическом движении. По предложению Н. Н. Тихановича-Савицкого он согласился принять участие в работе Нижегородского Всероссийского Совещания уполномоченных монархических организаций и правых деятелей 26—28 нояб. 1915 (Нижегородское совещание), однако по каким-то причинам не смог прибыть и прислал только свой доклад. В к. 1916 — н. 1917 ряд видных деятелей монархического движения пытались организовать съезд, на котором планировали избрать авторитетный и влиятельный Совет Монархических единений. В числе других видных деятелей монархического движения в составе Совета рассматривалась и кандидатура Бутми-де-Кацмана. 1 июня 1917 Бутми-де-Кацмана допрашивала Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства об участии в правых организациях и правом движении. О дальнейшей его судьбе ничего не известно. По-видимому, был убит еврейскими большевиками.

Соч.: К вопросу о денежной реформе. Одесса, 1896; Золотая валюта. Сб. ст. и речей. СПб., 1904; Итоги финансового хозяйства с 1892 по 1903. СПб., 1904; Враги рода человеческого. СПб., 1906; Конституция и политическая свобода. СПб., 1906; Россия на распутьи. Кабала или свобода. СПб., 1906; Франкмасонство и государственная измена. Обличительные речи. Вып. 1—2. СПб., 1906; Иудеи в масонстве и в революции. СПб., 1906; Земля — Божья. СПб., 1906; Золотой крест. Докл. в Русском Собрании 9 апр. 1910. // Вестник Русского Собрания. 1910. № 15; Блестящие финансы и разорение России // Прямой путь. 1910. № 3; О финансах и денежной системе // Прямой путь. 1910. № 4; Русь на пути к Земскому Собору // Земщина. 1991. № 51.


  • (1856 – после июня 1917)